Название издания в некотором смысле провокативное: если бы я не знал, что это за книга, то подумал бы, что в ней собрание разных комиксов, нарисованных во второй половине ХХ века. Слово «альманах» сразу наводит на мысль… На самом деле это библиографический справочник.
Авторы проекта, коллекционеры Владимир Осипов и Андрей Аничкин, занимались подготовкой издания несколько лет. С Андреем я познакомился лет пять или шесть назад. Еще в ту пору, когда проводили КомМиссию в Библиотеке для молодёжи, он активно вписывался в ярмарочную программу. Обычно на ярмарке выступали торговцы комиксами и тематическими товарами. Видеть же целый стол, заваленный редкими коллекционными изданиями было непривычно.
С Владимиром же я познакомился буквально в прошлом году. И теперь, листая «Альманах…», понимаю, что его роль в этой книге не менее, а то и более серьёзная. Хотя в своё время Андрей мне все уши прожужжал, и я думал почему-то, что кроме Андрея в этом проекте никого нет.
Кстати, в книге есть блок с благодарностями «…всем тем, кто принимал участие в создании данной книги». Если я правильно понимаю, речь идёт о тех людях, которые как-то реально помогали или оказались в числе тех, кто вложился деньгами в издание книги на этапе предзаказа.
Здесь наряду с Аскольдом Акишиным, Радиком Садыковым, Виталием Мухаметдзяновым, Ильёй Сергеевым и другими стоит и моё имя. Причем дважды (!). С разными моими фотографиями. Правда моё участие в создании «Альманаха…» ограничивалось лишь тем, что я о нём знал. Вернее — знал, что над книгой идет работа.
Сначала я думал, что это будет некий научно-популярный очерк, потом — что альманах комиксов: например, на одной странице обложка книги и аннотация с библиографическим описанием, на нескольких последующих страницах — фрагмент комикса, опубликованного в книге. И таким образом, думал я, — несколько десятков раритетных изданий будет представлено. Но мои соображения были неверными.
Вообще жаль, что макет книги не попал мне на глаза на этапе допечатной подготовки… Надеюсь, если ребята предпримут переиздание книги (а об этом шли разговоры), то те комментарии и предложения, которые я озвучу ниже, они используют для улучшения «Альманаха…».
Итак, что представляет собой «Альманах…»?
Книга состоит из нескольких блоков. К материалам от авторов-составителей относятся «Обращение к читателям от авторов», статья «Как пользоваться альманахом», «Благодарности», «Методология формирования стоимости на печатные издания с комиксами» и «Заключение«. Причем «Как пользоваться…» и «Методология…» — вещи одного порядка, они дополняют друг друга. Размещать один из этих материалов в начале книги, а другой в конце — не логично.
Статья «Как пользоваться…» особого интереса не представляет, там написано о том, что мы и так узнаем, взглянув на «Содержание«, и описание рубрик, на которые разбита библиографическая информация, размещаемая для каждой позиции каталога. Статья «Методология…» разъясняет, по каким принципам авторы-составители определяли «типы ценности печатных изданий» (зависит от процентного соотношения комиксного контента к общему объему издания), «редкость», «стоимость» и пр. Кстати, здесь есть блок про «типы состояния печатных изданий», но я так и не понял, к чему это. В каталоге не обнаружил ссылок на «типы состояний». Может быть, проглядел…
Второй, наиболее объемный блок материалов книги, это собственно каталог изданий. Он разбит на две большие группы — «Несерийные комиксы» (399 наименований) и «Серийные комиксы» (91 наименование). Все позиции даны в алфавитном порядке. Сложно судить, насколько этот каталог получился полным. Наверняка в чьих-то коллекциях найдутся книги, не отраженные в «Альманахе…». Например, со своей коллекцией до конца сверить я ещё не успел…
Кому может быть полезен «Альманах…»?
Безусловно, для всех, кто ностальгирует по ХХ веку, эта книга будет интересна как артефакт: красивая, дорого изданная, символическая. Для коллекционеров она может быть полезна как самый крупный на сегодня печатный каталог наименований русскоязычных комиксов ХХ века. По крайней мере здесь достаточно удобно отмечать, какие издания уже есть в коллекции, а какие необходимо разыскивать.
Но вот понятие авторов-составителей о «редкости» издания и его цене — выглядит сомнительно, слишком субъективно. Очевидно, что авторы-составители опирались на свой опыт формирования коллекции и свои личные представления о том, что делает книгу библиографической редкостью. Но комиксы, изданные в ХХ веке, выходили по 100 — 800 тыс. экз. А после развала СССР и краха книготорговой системы книги публиковались хоть и не такими большими тиражами — но они до сих пор хранятся у кого-то на чердаках/складах/в подвалах/ на дачах, и могут в любой момент выйти на свет божий, что резко повлияет на степень их редкости в среде коллекционеров. Ведь у кого-то их не по одному экземпляру, а прям даже нераспечатанные коробки хранятся! И я знаю, о чём говорю…
Что касается «состояния издания«, то тут отдельная песня. Если речь идёт о книге как таковой — то при чём тут состояние книжки из коллекции авторов-составителей «Альманаха…»? Если речь идёт о книжке как артефакте из чьей-то конкретной коллекции — то какое отношение это имеет к «Альманаху…»?
Надо понимать, что, к примеру, три экземпляра из одного и того же тиража издания могут иметь кардинально разную коллекционную ценность: одна книжка рваная и потёртая — она дешевле; другая в идеальном состоянии — она дороже; третья с подписью и рисунком легендарного автора — дороже в разы. Даже если и потрёпанная. Цены хорошо указывать в каталоге личной коллекции или в торговом каталоге аукциона. Но в данном издании, если оно претендует на объективность, указывать цены — не вполне оправдано.
Для исследователей в «Альманахе…» недостаточно сведений. По всем изданиям хотелось бы иметь подробную информацию по авторам: имена художников, сценаристов, прочих специалистов, указанных в выходных сведениях. Вообще бесценной информацией были бы комментарии, раскрывающие какие-то детали, узнать о которых можно лишь полистав издание непосредственно.
По факту, самым достоверным массивом данных в «Альманахе…» являются обложки изданий. Что же касается таких сведений, как, например, «Город», «Издательство», «Номер выпуска» — встречаются неточности, из-за чего начинаешь с осторожностью относиться и к прочим данным. Приведу ряд примеров, с которыми я столкнулся, сравнивая данные «Альманаха…» с тем, что есть в изданиях из моей коллекции.
East Comics. Год выпуска: не указан; Номер выпуска: б/н; Издательство: «Поиск»
Год издания действительно не указан. Можно только предполагать, что это 1991 год. Основанием может служить реклама на второй сторонке обложки. Что касается издательства, то логичнее было бы указывать полное наименование — РХА «Поиск», потому что в те годы могло существовать и отдельное издательство «Поиск», но к этому журналу не имеющее отношение. А вот серьезным упущением является то, что составители пишут на счет номера выпуска — «б/н», то есть — «без номера». Это не правда, выпуск вышел за номером 1. Это следует и из самой обложки, да и на первой странице блока номер выпуска тоже проставлен.
«Безумство метаморфозы». Страна: СССР; Издательство: «Ташкент»
Ребята молодцы — просчитали количество страниц в блоке (нумерации на страницах издания нет). Но затем допустили пару неточностей. Указано, что страна — СССР, но в выходных сведений нет ни СССР, ни Узбекской ССР. Там написано — Республика Узбекистан. Соответственно, надо полагать, что книга была издана после 31 августа 1991 (дата независимости Узбекистана от СССР). И второе — издательство «Ташкент», которое наверняка существовало, также не имеет отношения к книге, она была опубликована РИО АП ТПК по заказу НИЦ «АСАТ».
«Винни». Номер выпуска: б/н; Издательство: «Премьера»; Город: не указан
Здесь тоже есть неточности в указании номера выпуска, издательства и года издания. Так же как и в случае с East Comics уже на самой обложке написано: 01 (то есть, первый выпуск) и 91 (то есть, год издания — 1991). Опять же из данных на обложке следует, что перед нами «Детское иллюстрированное приложение к журналу «Премьера»». И если быть дотошным, то в качестве издателя надо указывать не издательство «Премьера», а «Редакционное агентство рекламы и информации «Премьера», которое выпускало и этот комикс, и одноименный журнал. Что касается места издания — то это город Ижевск. Что так же становится очевидным, если внимательно изучить выходные данные на третьей сторонке обложки. Кстати, исследователю был бы интересен комментарий о том, что в этом журнале (вероятно, нелегально) были опубликованы комиксы про Пифа, Тарзана, кота Геркулеса (Hercule) и Лаки Люка (Lucky Luke)!
«Тигрик и Топ». Год выпуска: не указан; Издательство: «Восточный экспресс»
Та же история: написано, что год «не указан». Но берем в руки книжку, и на второй сторонке обложки читаем: «Москва 1992 год». И опять про издательство. Написано — «Восточный экспресс». Открываем всё ту же вторую сторонку обложки, и видим: «совместное издание газеты «Восточный экспресс» и Рекламно-издательского Агентства «Галина»».
Думаю, на этом можно остановиться. В защиту авторов-составителей могу сказать, что действительно, когда работаешь с большим массивом материалов, то глаз замыливается и какие-то вещи могут остаться незамеченными. Но для подобного издания, если мы говорим о его ценности для исследователей, такие неточности неприемлимы. Вот у меня есть какие-то из этих книг в коллекции и я могу сравнить и проверить. А если у другого исследователя такой возможности нет? Он может принять сведения из «Альманаха…» на веру и, опираясь на ошибочные данные, будет плодить дезинформацию.
Другая важная деталь подобного издания — организация поиска, справочный аппарат. Конечно, было бы здорово, если б к изданию прилагался диск с удобным поисковым агрегатором. Сейчас книга снабжена «Содержанием», где весь каталог выстроен по алфавиту. Своего рода алфавитный указатель получился. Это хорошо. Но иногда важно быстро сгруппировать позиции по году издания, а внутри группы по алфавиту. Или по теме, по жанру, по издателю, по месту издания. Или быстро вычленить массив изданий, в которых принимал участие какой-то конкретный автор. Думаю, в электронном виде всё это легко и просто оформить, если данные уже имеются. Надеюсь, ребята учтут этот момент на будущее.
Вместо заключения
Еще лет десять назад о подобном издании никто и подумать не мог. Равно как и о том, сколько всего в жанре комиксов (рисованных историй, рисованных книг, графических романов…) было издано в ХХ веке в нашей стране. И я рассматриваю это издание прежде всего как знаковое событие в истории отечественного комиксостроения. Сам факт, что книгу издали, что она не оставляет людей равнодушными, вызывает споры — говорит сам за себя. Лет пятнадцать назад такое было немыслимо.
Но пользоваться этой книгой как достоверным источником пока нельзя. Книга нуждается в доработке. И очевидно, что если серьёзно замахиваться на такую работу, то необходимо привлекать экспертов на серьёзном уровне: чтобы они вычитывали макет, давали необходимые комментарии, внимательно проверяли фактический материал.
Язык издания: русский | Характер издания: Работы отечественных авторов, Теория и история комиксостроения | Авторы-составители: Владимир Осипов [Андрей Аничкин] | ISBN: 978-5-6040865-0-6 | Место и год издания: Москва, 2019 | 336 стр., 305х215 мм., цвет, переплёт.
Можно почитать в ЦК РГБМ: Пока нет
Этот материал я не продам и не меняю